SNEG 5 предлагает Вам запомнить сайт «SNEG»
Вы хотите запомнить сайт «SNEG»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Society Nature Education Geopolitics (Общество Природа Образование Геополитика)

Основная статья: Изобретения

Азбуку Морзе придумал не Морзе



Кто создал азбуку Морзе




Если вы имеете в виду тот код, которым сегодня пользуются радисты всего мира, то ответ будет однозначным — его создал совсем не Сэмюэл Финли Бриз Морзе.




Почему же код носит его имя? Давайте разберемся!

Начнем с того, что Морзе не был ни механиком, ни техником, ни, тем более, инженером. В Йельском уни-верситете он получил гуманитарное образование. А еще в годы учебы он всерьез увлекся живописью. Настолько серьезно, что после окончания университета Морзе отправился учиться этому виду искусств в Англию. Вернувшись на родину, он обосновался в Нью-Йорке, где писал портреты. В 1826 году Морзе основал общество живописцев.

Из этого общества позже родилась Национальная академия рисунка, а Морзе стал ее первым президентом. Через два года он вновь отбыл в Европу, где написал несколько исторических полотен. Но остаться в Старом Свете навсегда художник не намеревался, и 1 октября 1832 года Морзе ступил на палубу парусника «Салли», который должен был через месяц доставить художника к родным американским берегам. Этот месяц и оказался поворотным моментом в жизни Морзе.

Одним из пассажиров рейса был знаменитый в те времена врач Чарльз Т. Джексон, прославившийся созданием новых средств обезболивания, в том числе и наркоза. В салоне первого класса он развлекал скучающую публику опытами по недавно открытой электромагнитной индукции. Джексон подносил провод, соединенный с гальваническим элементом, к компасу, стрелка которого тут же начинала бешено вращаться. И если у капитана судна Пелла «надругательство» над прибором восторга не вызвало, то Морзе был очарован и шокирован одновременно. Опыт натолкнул его на мысль о возможности передачи по проводам определенных сигналов.

Ведь если катушка с проводом превращается в маг-нит только тогда, когда по проводу идет электрический ток, то это быстрое изменение «магнит — не магнит» можно достаточно просто использовать. Нужно лишь притягивать и «отпускать» электромагнитом подпружиненный рычаг, на конце которого прикреплен карандаш. И если под этот карандаш подложить бумажную ленту и равномерно тянуть ее, то на ленте останутся полосы, когда рычаг был в нижнем положении, и промежутки, когда рычаг притянут вверх электромагнитом!

Прямо на борту судна художник на мольберте для этюдов набросал несколько схем прибора. По возвраще¬нии в Америку Морзе приступил к его созданию. Три года последующих экспериментов на чердаке брата Ричарда к осуществлению задуманного не привели — сказывалось отсутствие технического образования Морзе. Не прекращал Морзе и занятий живописью и в 1835 году был назначен профессором эстетики Нью-Йоркского университета. Но и на этом посту мысль о новом средстве связи художника не оставила. Более того, работа в университете дала ему возможность обратиться за консультацией к Джозефу Генри.

Выдающийся физик познакомил художника с основами электромагнитной индукции и своими работами в этой области. И дело сдвинулось с мертвой точки!

В сентябре 1837 года Морзе продемонстрировал в университете созданный им прототип телеграфного аппарата, далекий от совершенства и требовавший доработки. Тем не менее сигнал был передан и зафиксирован самописцем, пройдя по проводу полукилометровой длины. Думаете, успех эксперимента произвел фурор в научном мире?! Ничуть не бывало. Практического применения «занятной игрушке» большинство деловых людей не видело. Большинство, но не все!

Разработкой художника заинтересовался крупный промышленник Стив Вейл, предложивший изобретателю для дальнейшей работы две тысячи долларов и своего сына Альфреда в качестве ассистента. Трудно сказать, какой из двух компонентов оказался полезнее, но факт остается фактом — совместное сотрудничество завершилось созданием промышленного образца прибора. Его работа была устойчивой и безотказной, а длина провода возросла во много раз. Теперь возможность коммерческого использования аппарата Морзе сомнений не вызывала. И в 1843 году Конгресс США выделил 30 тысяч долларов на создание телеграфной линии, связывающей Балтимор и Вашингтон. Работа закипела, и уже 27 мая 1844 года телеграфный ключ отстукивал первое сообщение, переданное Морзе.



На другом конце линии связи из-под чернильного пера, движением которого управлял электромагнит, появилась первая, вошедшая в историю фраза «Чудны дела твои, Господи!». Естественно, записана она была не буквами. С этой задачей достаточно примитивный механизм справиться не мог. Все, что он оказался в состоянии воспроизвести, были черточки различной длины, прочерченные с определенными интервалами. Но большего и не требовалось! Ведь различными комбинациями этих черточек обозначались буквы. Это и был код, делавший использование нового средства связи возможным.

Кто же его придумал? Большинство исследователей склонно считать, что это сделал помощник Морзе — Альфред Вейл. Однако есть и те, кто приписывают авторство самому Морзе.

Кто прав, ответить однозначно сегодня трудно. И лишь один факт сомнению не подлежит — код, примененный Морзе и Вейлом, разительно отличается от того, которым пользуются радисты современности. И который, тем не менее, мы продолжаем именовать «азбукой Морзе».

Главное отличие состоит в том, что Морзе употреб-лял сигналы трех разных длительностей. Помимо привычных для нас точек и тире, было еще так называемое длинное тире. Главное же неудобство состояло в том, что некоторые символы содержали паузу между сигналами. Латинскую букву «С» передавали тогда так: точка-точка-пауза-точка, что в точности соответствовало тому, как надлежало передать буквосочетание «ИЕ». Естественно, это приводило к путанице, осложняло и удлиняло процесс принятия телеграмм. Недостатки первого кода были устранены радистами конкурирующих с Морзе компаний. Происходило это постепенно, в течение многих лет. Со временем в коде появились символы, обозначавшие целые понятия. Так, например, сочетание двух пятерок 55 означает крепкое рукопожатие, а 88 — признание в любви и поцелуй.




Интересно, что необходимость последней корректировки, сделанной в 2004 году, была вызвана появлением другого современного средства связи — Интернета. Международный Союз электросвязи добавил в азбуку Морзе еще один символ. Передается он так: точка-тире-тире-точка-тире-точка. Догадались, что он обозначает?

Правильно, @!

 


 


SNEG 5 4 июл 15, 09:56
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Изобретение бумаги




Изобретателями бумаги были китайцы. И это не случайно. Во-первых, Китай уже в глубокой древности славился своей книжной премудростью и сложной системой бюрократического управления, требовавшей от чиновников постоянной отчетности. Поэтому здесь всегда ощущалась потребность в недорогом и компактном материале для письма. До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке. Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук — очень громоздким и тяжелым. (На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая «книга». Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.) Во-вторых, одни только китайцы долгое время знали секрет производства шелка, а бумажное дело как раз и развилось из одной технической операции обработки шелковых коконов. Эта операция заключалась в следующем. Женщины, занимавшиеся шелководством, варили коконы шелкопряда, затем, разложив их на циновку, опускали в воду и перетирали до образования однородной массы. Когда массу вынимали и отцеживали воду, получалась шелковая вата. Однако после такой механической и тепловой обработки на циновках оставался тонкий волокнистый слой, превращавшийся после просушки в лист очень тонкой бумаги, пригодной для письма. Позже работницы стали использовать бракованные коконы шелкопряда для целенаправленного изготовления бумаги. При этом они повторяли уже знакомый им процесс: варили коконы, промывали и измельчали до получения бумажной массы, наконец, высушивали получившиеся листы. Такая бумага называлась «ватной» и стоила достаточно дорого, так как дорого было само сырье.

Естественно, что в конце концов возник вопрос: можно ли бумагу делать только из шелка или для приготовления бумажной массы может подойти любое волокнистое сырье, в том числе растительного происхождения? В 105 г. некто Цай Лунь, важный чиновник при дворе ханьского императора, приготовил новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей. По качеству она не уступала шелковой, но была значительно дешевле. Это важное открытие имело огромные последствия не только для Китая, но и для всего мира — впервые в истории люди получили первоклассный и доступный материал для письма, равноценной замены которому нет и по сей день. Имя Цай Луня поэтому по праву входит в число имен величайших изобретателей в истории человечества.

В последующие века в процесс изготовления бумаги было внесено несколько важных усовершенствований, благодаря чему оно стало быстро развиваться. В IV веке бумага совершенно вытеснила из употребления бамбуковые дощечки. Новые опыты показали, что бумагу можно делать из дешевого растительного сырья древесной коры, тростника и бамбука. Последнее было особенно важно, так как бамбук произрастает в Китае в огромном количестве. Бамбук расщепляли на тонкие лучинки, замачивали с известью, а полученную массу вываривали затем в течение нескольких суток. Отцеженную гущу выдерживали в специальных ямах, тщательно размалывали специальными билами и разбавляли водой до образования клейкой, кашицеобразной массы. Эту массу зачерпывали с помощью специальной формы бамбукового сита, укрепленного на подрамнике. Тонкий слой массы вместе с формой клали под пресс. Затем форма вытаскивалась и под прессом оставался только бумажный лист. Спрессованные листы снимали с сита, складывали в кипу, сушили, разглаживали и резали по формату.

С течением времени китайцы достигли высочайшего искусства в изготовлении бумаги. На протяжении нескольких веков они, по своему обыкновению, тщательно хранили секреты бумажного производства. Но в 751 году во время столкновения с арабами в предгорьях Тянь-Шаня несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы научились сами делать бумагу и в течение пяти веков очень выгодно сбывали ее в Европу. Европейцы были последними из цивилизованных народов, которые научились сами изготавливать бумагу. Первыми это искусство переняли от арабов испанцы. В 1154 году бумажное производство было налажено в Италии, в 1228-м — в Германии, в 1309-м — в Англии. В последующие века бумага получила во всем мире широчайшее распространение, постепенно завоевывая все новые и новые сферы применения. Значение ее в нашей жизни столь велико, что, по мнению известного французского библиографа А. Сима, нашу эпоху можно с полным правом назвать «бумажной эрой».




 


SNEG 5 4 июл 15, 09:52
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Показаны все темы: 2

Последние комментарии

нет комментариев
Читать

Поиск по блогу

Люди

1 пользователю нравится сайт sneg5.mirtesen.ru